Историю ГАИ хранят экспонаты

Татарстану, можно сказать, повезло. В музее истории ГАИ-ГИБДД МВД РТ хранятся очень интересные экспонаты: удостоверение первого в республике автомобилиста, текст первых правил дорожного движения по «Казани и окрестностям», первые в истории ГИБДД определители скорости. Музей был открыт в 1994 году, одним из первых в России. Тогда здесь был всего один выставочный зал. Но к 70-летию Госавтоинспекции, которое ГИБДД отметит 3 июля, музей пополнили экспонатами и расширили. Сейчас в трех залах подробно представлена вся история Госавтоинспекции в Татарстане. Первым автомобилистом в республике, о котором есть документальные сведения, был Филипп Филиппович Рудольф — немец по происхождению, родившийся в Самарской губернии. Получив в начале прошлого века уникальную по тем временам профессию шофера-механика, он работал на крупных казанских купцов Борисоглебского и Логутова. В 1918 году, в первый же день после вступления в Казань Красной Армии, Филипп Рудольф был прикреплен для обслуживания командующего армией Азина. В последующие годы работал в Татдортрансе инспектором. Дортранс, созданный в 1931 году, можно считать первой государственной автоинспекцией. Это был самостоятельный орган, призванный решать многие проблемы — от строительства дорог и гаражей до обучения водителей и расследования ДТП. Именно здесь Филипп Филиппович Рудольф был начальником автотранспортного отдела с зарплатой 425 рублей в месяц. Он, как свидетельствуют документы, инициировал установку первого в Казани светофора на перекрестке улиц Баумана и Пионерской (Чернышевского), а также определил первые для Татарстана правила дорожного движения. На небольшой, пожелтевшей за восемь десятилетий карточке за подписью Ф.Рудольфа значится: «При движении по открытой свободной и прямой дороге держаться середины дороги. При встрече с повозками и авто держаться правой стороны дороги. При встрече с автомобилями, поднимающими пыль в сухое время года, обязательно замедлять ход. При повороте скорость авто должна быть уменьшена до скорости пешехода. Держать дистанцию — на протяжении одной сажени». Имеется в музее и фотоснимок одного из первых разбитых в результате ДТП казанских автомобилей — знаменитой «полуторки», даже госномер можно разобрать — 12-45 ТАТАРИЯ. Татдортранс, осуществлявший подготовку водителей в республике, придавал этому делу огромное значение. Каждый гражданский шофер, как явствует из документов, кроме стандартных водительских знаний, должен был обрести навыки движения в колонне, знать флажковую сигнализацию, уметь управлять автомобилем ночью с затемненными или потушенными фарами, уметь маскировать свое транспортное средство. Наиболее ценным из экспонатов того периода работники музея считают портрет Филиппа Рудольфа, сделанный неизвестным художником в лагере. Дело в том, что в 1937 году Филипп Рудольф был осужден на 5 лет по нередкому в то время обвинению в шпионаже. Из хранящейся здесь же книги учета автопроисшествий (ее вели в Госавтоинспекции Буинска) узнаем, что и в тридцатые годы головной болью автоинспекторов были лихачи. Однако первые скоростемеры пришли на помощь инспекторам лишь в 60-х годах прошлого века. Одно из таких интересных устройств представлено и в республиканском музее истории ГИБДД. Оно не имеет ничего общего с современным радаром. Внешне скоростемер схож с обычным секундомером, различие лишь в том, что вместо «минут» он проградуирован «километрами в час». А действовал он так же просто, как и секундомер. Автоинспектор выбирал статичный объект на обочине дороги (например, столб или дерево), отмерял от него 50 или 100 метров и становился на некотором отдалении от этой отметки. Как только автомобиль проезжал мимо этого объекта, скоростемер включался, а когда авто преодолевало означенное расстояние, стрелка останавливалась. С замершей на определенной цифре стрелкой инспектор и подходил к нарушителю, чтобы составить протокол. Кстати, водители в то время были куда более дисциплинированными и с подобным аргументом никогда не спорили. Затем на вооружении ГАИ появилась так называемая фара — первый измеритель скорости, принцип работы которого основан на радиоволновом излучении. Но и он был далек от совершенства — показывал скорость автомобиля, лишь когда тот находился в движении. Как только авто останавливалось — стрелка падала… Со временем эти приборы модернизировались и совершенствовались. В музее представлен весь ряд устройств для измерения скорости. Один из залов музея истории ГИБДД МВД РТ посвящен современности. В нем выставлено множество спортивных кубков, наград, знаков отличия, элементов обмундирования. Среди них находится и пробитый автоматной пулей нагрудный жетон автоинспектора Сергея Демина, погибшего на посту при исполнении служебных обязанностей. А самым ценным экспонатом этого зала здесь считают водительское удостоверение Минтимера Шаймиева.
Историю ГАИ хранят экспонаты

Комментарии

Наши партнеры

Госавтоинспекция МВД по Республике Татарстан
ГБУ "Безопасность дорожного движения"
НЦБЖД Академии наук Республики Татарстан