Они приближали Победу
- Не успели отдышаться, немец напал, - вспоминал Степан Григорьевич. - Утром объявили войну, а вечером я уже был на передовой. Призывали меня в десантные войска, но из-за плоскостопия воевал в пехоте, в 242-м стрелковом полку 104-й стрелковой дивизии Северного флота. Бои шли тяжелые. Немец клинился подковой, хотел отрезать все портовые города. Недолго, правда, я воевал. 16 августа 1941-го получил слепое пулевое ранение в область живота...
Долгие полгода Степан Федосеев провел в госпиталях. На передовую по состоянию здоровья он больше не попал, но демобилизован не был. В 45-м, когда началась японская война, доехал с эшелоном до Новосибирска.
- Я, 33-летний мужчина, был похож на подростка: при росте 167 см весил 57 кг. С такими данными в ноябре был зачислен милиционером дивизиона РУД (регулирование уличным движением) рабоче-крестьянской милиции Свердловска, где и прожил 27 лет...
Наверное, как и у всех сотрудников милиции, у Степана Григорьевича за годы службы накопились «мешок благодарностей и полтора мешка выговоров». Такая была работа. Днем регулировал движение на перекрестке проспекта Ленина и улицы Карла Либкнехта, ночью ловил бандитов.
- Ничего особенного мы не делали, просто честно несли службу. Да и друзей в беде не бросали. Помню, как-то поздно вечером работал на своем перекрестке. Вдруг слышу: пистолетные выстрелы. Ко мне идет человек с повязкой на голове, в белом полушубке, какие после войны «опера» носили. Вижу боковым зрением, что из-за троллейбуса еще двое бегут, тоже с пистолетами. В это время с площади 1905 года Михаил Солодовников подоспел. Я ему липового «опера» сдал, а сам за теми беглецами припустил. Вдруг позади опять выстрелы раздались. Сразу войну вспомнил, пехоту свою, и назад, к Солодовникову. А он, уже раненый в руку, преследует бандита...
Такие моменты в жизни сейчас называют форс-мажором. От человека требуется предельная концентрация всех сил и раздумывать некогда. Чувствуя, что преступник может уйти, Степан Григорьевич выстрелил. Видел, что попал, а тот бежит. Потом замерили: бандит с пулей в позвоночнике пробежал 47 метров.
Парализованного бандита Решетникова принесли в зал суда на носилках. Он оказался главарем шайки из 18 человек, которые орудовали на железной дороге, грабили людей, обворовывали квартиры. Приговор суда был суров даже по законам того времени. Старшина милиции Солодовников был представлен к правительственной награде - ордену Ленина, а сержанту Федосееву выдали сукно на шинель. Для кормильца большой семьи, переехавшей из Карелии, отрез ткани был большим подспорьем.
Вспоминал Степан Григорьевич и немало курьезных случаев:
- Как-то осенней ночью дежурили на ВИЗе. Подбегает женщина в платьице и говорит, что только что с нее пальто сняли. Я пошел в указанном ею направлении, прикурил, а пистолет держу наготове. Темно, хоть глаз выколи, но страха не было. Надеялся на свои силы. Я ведь был мастером спорта по лыжам и городошному спорту. Вижу два силуэта. Подходят. У одного в руках пила, у другого - топор. Говорят, дай прикурить. Ну, я сигарету в ствол и отвечаю: «Прикуривайте!»... Они и растерялись.
Конечно, не всегда преступники сдавались легко и «без боя». В 1962 году при задержании особо опасного преступника Степан Федосеев получил два ножевых ранения - в грудь и область печени. Но из «органов» не ушел. Прослужил до пенсионного возраста и только тогда подал рапорт об отставке.

16.04.2020
256
Комментарии